Невербальное общение

Невербальное общение Невербальное общение

Общаясь с другими людьми, мы часто составляем впечатление о собеседнике по выражению его лица, интонациям голоса, а также по тому, что “говорят” нам движения его тела. Невербальное общение ничуть не уступает общению вербальному (т.е. с помощью слов), а то и происходит его. Зная силу невербального воздействия можно постараться избежать негативных оценок нас со стороны окружающих и стать более выразительным в общении с другими людьми.

Нет такой культуры, где не существовало бы языка мимики. Может показаться удивительным, но многие характерные выражения лица у всех народов передают одно и то же эмоциональное состояние. И европеец, и туземец с далеких островов одним и тем же способом отразит на своем лице удачу, радость, удивление и удовольствие, испуг или печаль, волнение, изумление, горе, гнев, любопытство, отвращение или презрение. Некоторые исследователи считают также, что во всем мире люди по выражению лица собеседника могут распознать, что тот испытывает: гордость, недоверие, жалость или сожаление.

Мы часто пытаемся скрыть подлинные чувства, более или менее умело “надевая” на лицо разные “эмоциональные маски”. Обычно нас вынуждает к этому множество наших разнообразных социальных ролей. Сколько раз нам приходилось скрывать скуку во время светской беседы, изображать неподдельное любопытство или, наоборот, таить интерес под маской безразличия! Ситуации вынуждают нас прятать негативные эмоции, подавлять улыбку или желание пошутить, подурачиться. Но многих ли может провести надетая нами маска?...

Вокальная характеристика голоса

Существует несколько важных источников, из которых внимательный человек может узнать о нашем реальном состоянии. Одним из таких источников является вокальная характеристика голоса.

Достаточно точно можно определить состояние человека по тому, как быстро и громко он говорит. По быстрому темпу речи или громкому голосу можно заметить гнев собеседника, желание произвести впечатление на окружающих или подчинить их своей воле. Медленная, тихая и вялая речь присуща человеку в состоянии скуки, печали. Тихий голос может говорить о застенчивости и готовности повиноваться. Тихий и мягкий тембр свойственен проявлению сердечности и привязанности.

Частое изменение голосовой тональности может сделать общение веселым и приятным, в то время как монотонное бормотание наводит на мысль, что собеседник не заинтересован в поддержании разговора или дает знать, что разговор ему просто надоел. Такой стиль речи иногда говорит о переживаемой человеком депрессии.

Зрительный контакт

Во время беседы можно усилить значение слов поворотами головы и взглядами. Так, умелый оратор всегда переводит глаза на слушателей чтобы подчеркнуть важность сказанного или отметить логические перерывы в речи. В конце монолога он, как бы передавая слово, поворачивает голову к тому, кто будет говорить следом за ним. Эти привычки необычайно полезны. Вступив в зрительный контакт говорящим, каждый человек воспринимает сказанное с гораздо большим интересом. Кроме того, заинтересованные слушатели бывают рады вставить по ходу действия несколько слов, а обратившись глазами к аудитории, всегда можно предугадать такое желание и избежать накладок, которые может вызвать нетерпеливая реплика.

Находясь в компании, люди чаще предпочитают смотреть на тех, кто им больше всего интересен. Воспользовавшись этим правилом, легко оценить свой успех или интерес к своей персоне в обществе. По тому, как происходит визуальный контакт, можно также определить, что действительно волнует собеседника: при неподдельном интересе глаза человека непроизвольно округляются, расширяются зрачки.

По интенсивности зрительного контакта у семейной пары можно достаточно точно оценить уровень их близости и удовлетворенности совместной жизнью. Многое может сказать физическая дистанция между супругами и характер их прикосновений друг к другу.

При встрече с незнакомым человеком считается неприличным рассматривать его более 1—2 секунд. В подобной ситуации человек обычно чувствует себя неуютно, особенно если его “изучают” с близкого расстояния. Долгий пристальный взгляд может быть расценен как вторжение в личную жизнь, что неизменно вызовет чувство враждебности и угрозы. Человек может почувствовать себя объектом непристойного желания. Поэтому не стоит задерживать свой взгляд на вновь вошедшем — отведя глаза через 1—2 секунды, вы проявите свое уважение к человеку. Если же незнакомец вас заинтересовал и вы решили рассмотреть его пристальнее или дольше обычного, улыбнитесь ему. Часто этого достаточно, чтобы полностью рассеять чувство агрессии, вызова или готовую возникнуть неприязнь.

Во время беседы люди почти половину разговора проводят, глядя друг на друга с перерывом в несколько секунд. Если вы уделили визуальному контакту с партнером меньше половины всего времени разговора, тот, вероятнее всего, сохранит о вас не лучшие воспоминания. Вам могут приписать холодность, безразличие, подумать как о застенчивом, нервном и неуверенном в себе человеке и даже могут усомниться в вашей честности. Имея же с вами прямой визуальный контакт на протяжении 3/4 времени диалога, собеседник скорее всего останется под впечатлением вашего дружелюбия и уверится в вашем искреннем желании его понять. Не правда ли, над этим стоит подумать, если вы привыкли во время разговора рассматривать свои шнурки или считать пролетающие над вами самолеты...

Поза собеседника

Большое количество информации несет в себе поза собеседника. Вертикальное, расслабленное и естественное положение тела создает впечатление уверенности и самоуважения. Сидя во время разговора, примите расслабленную позу, разожмите ладони, свободно (не симметрично) расположите руки и ноги; вполне естественным будет слегка наклониться к собеседнику или показать свое дружелюбие любым другим образом.

Напряженные или жесткие симметричные позиции предполагают у человека состояние беспокойства. Однако в каждом правиле есть свои исключения. Так, в ситуациях, требующих соблюдения формальностей, люди обычно более собранны и предпочитают не расслабляться. При встрече людей, имеющих разное общественное положение (начальник — служащий, преподаватель — студент и т.д.), более высокому по статусу собеседнику вполне естественно быть более расслабленным (при этом степень расслабленности определяется лишь воспитанием и способностью уважать достоинство нижестоящего человека).

Если сидящий слегка склонился к вам или повернул в вашу сторону голову, он сигнализирует о своей готовности вступить с вами в общение. Человек может сохранять такую позу во время разговора с вами, подчеркивал этим свой интерес и симпатию. Руки, расположенные в направлении к другому человеку — это тоже проявление открытости и сердечности.

Весьма любопытно, как ведут себя мужчины и женщины во время флирта и ухаживания. И те и другие используют при этом свои характерные приемы. Мужчины обычно плотно усаживаются в кресло, расправляют плечи и втягивают животы. Женщины приподнимают грудь, время от времени скрещивая или расставляя ноги.

Если рядом с женщиной находится ее кумир, она обычно откидывается на спинку кресла или вбок, полностью расслабленная, — это одна из самых сексуальных женских поз во время флирта. С неинтересным или нежелательным собеседником женщины становятся чопорными, складывают руки и показывает полное нежелание ориентировать какую-либо часть своего тела в направлении к неудачливому поклоннику.

Дистанция при общении

Современные правила поведения в обществе во многом основаны на психологических нормах комфорта человека в окружении других людей. Это касается и дистанции, которую следует соблюдать, общаясь с различными людьми. Мы редко нарушаем эти правила, разве что когда находимся в толпе. Вообще говоря, только влюбленные приближаются друг к другу ближе чем на полметра. Для обычного разговора считается нормальной дистанция от полуметра до полутора метров, при этом женщинам во время разговора друг с другом свойственно придерживаться более коротких дистанций, чем мужчинам.

Беря интервью в студии или попав в ситуацию, требующую от нас выполнения внешних формальностей, люди часто сохраняют еще большую дистанцию. Если партнер пытается во время разговора подобраться к нам поближе, мы замечаем за собой невольные попытки сохранить дистанцию. В то же время людям свойственно сокращать дистанцию, если возникает желание ближе познакомиться с приятным собеседником и завязать более глубокие отношения. Мы также сокращаем дистанцию, если чувствуем, что привлекаем собеседника, а предчувствуя беспокойство или гнев с его стороны, немедленно отступаем на “безопасное” расстояние.

Конечно, и в этой области общественных норм многое зависит от культурных традиций страны или народа. Так, немцы предпочитают держаться от собеседника на большей дистанции, чем, к примеру, американцы. В свою очередь, французам, латиноамериканцам, арабам или жителям Средиземноморья свойственно значительно сокращать дистанцию при общении. Забывчивость может дорого стоить и породить дискомфорт в отношениях, а, возможно, и устойчивую неприязнь.

Внешний вид

“По одежке встречают, по уму провожают”. С самого детства мы привыкли к тому, что первая встреча с незнакомым человеком часто является определяющей, порой формируя дальнейшие отношения на длительный период времени. При первой встрече наш внешний вид — единственный источник информации, из которого новый знакомый черпает сведения о нас. Наша одежда, прическа, состояние лица и рук, надетые украшения способны многое рассказать о нашем социальном положении, финансовом состоянии, возможной работе и даже о сексуальной доступности.

Аккуратность и опрятность, обычная или консервативная одежда создают впечатление ответственного человека, придерживающегося общепринятых моральных правил (что при личном знакомстве зачастую ценится гораздо больше, чем наличие больших средств на банковском счете).

Эмоциональное состояние

Имея определенные навыки, всегда можно определить эмоциональное состояние собеседника. Но ведь именно им, в первую очередь, определяется его открытость и способность к пониманию. Часто ли вы задаете себе вопрос, в состоянии ли ваш собеседник воспринять то, что ему говорят? Быть может, он не- спокоен или испытывает гнев или страх?

Беспокойство можно распознать по множеству признаков: напряженным мускулам, застывшей позе или, наоборот, суетливости и резким движениям, иногда — по легкой дрожи. Волнение обычно сопровождается непрерывным невротическим манипулированием различными объектами (ручками, блокнотами, часами), беспокойными и бесцельными движениями, частыми почесываниями носа, за ухом и т.д.

На беспокойство может указывать быстрая или неуверенная речь, речевые повторения, ошибки или оговорки. Для взволнованного человека характерны заикание и обилие бесполезных звуков и слов-паразитов в речи (эх, ох, да-а-а, значит, вот, это и т.д.).

Нерешительность при приближении к людям или во время разговора, недостаточный зрительный контакт или потупленный взгляд, понурая, сгорбленная поза вместе с любым из перечисленных выше признаков беспокойства могут говорить о низкой самооценке, робости, или излишней застенчивости человека. Гнев и агрессивность всегда заметны по окаменевшему лицу, плотно сжатым губам, напряженной возе, суженным глазам или по пристальному “металлическому” взгляду.

Мы также обязательно заметим любой направленный в нашу сторону жест враждебности — сжимание кулаков, “тыканье” в вас пальцем во время разговора. Сердитый голос часто звучит быстро, громко, напряженно или требовательно. По поведению человека можно распознать у него состояние депрессии или печали: его речь будет тихой, движения — вялыми и замедленными, изменится поступь, сделавшись неширокой и как бы бесцельной. Пребывая в любом из этих состояний, человек вряд ли сможет услышать и адекватно оценить то, что вы хотите ему сказать.

Для того чтобы научиться распознавать язык невербального общения, попробуйте внимательно наблюдать за людьми в различных ситуациях, сравнивать и анализировать их поведение, мимику, “язык тела”, выявляя значимые и общие для одних и тех же ситуаций символы. Посвятив этому достаточно времени и сил, вы сможете более эффективно и деликатно общаться с людьми.

Общение с людьми

Читайте в рубрике «Общение с людьми»:

/ Невербальное общение
Рубрики раздела
Лучшие по просмотрам