В чем выражается психология денег?

Психология денег Психология денег

Если отвлечься от чисто экономических проблем, связанных с денежным обращением, то выяснится, что корни большинства трудностей, связанных с деньгами, лежат в психологической сфере, отношении к ним человека. Практика говорит, что основная часть проблем в отношении к деньгам связана не с богатством, а с бедностью. Рассмотрим базовые установки по отношению к деньгам у различных социальных групп, и вытекающие из них повседневное экономическое поведение.

Мы и раньше знали, что такое деньги. Все их получали в виде зарплаты и тратили в магазинах на продукты и другие товары народного потребления. Тем не менее, истинная роль денег как всеобщего эквивалента была при социализме сильно искажена. Основными искажающими факторами являлось отсутствие частной собственности, государственное регулирование цен и зарплат, а также централизованное государственное распределение основных жизненных благ (от жилья и автомобилей до продуктовых заказов). Все эти факторы приводили к тому, что деньги оказывались весьма условной и отнюдь не главной мерой стоимости вещей. Способность человека приобрести ту или иную вещь определялась не только наличием у него соответствующей суммы денег, но и, в первую очередь, его близостью к источнику распределения (партийно-хозяйственной номенклатуре, торговой сети, через которую реализовывались дефицитные товары, географической близостью к центру власти, жителям Москвы всегда доставалось больше товаров, чем жителям периферии).

Постепенное привыкание к рыночным отношениям для подавляющего большинства населения не было гладким. Заметим: единственное, что перестало нас удивлять довольно быстро, — это изобилие товаров в магазинах и на рынках, что лишний раз подтверждает житейскую психологическую мудрость о скорости привыкания к хорошему. Кстати говоря, все остальные «прелести» переходной экономики: инфляция, бесконечные денежные реформы, мало кому понятные ваучеры и, наконец, незабвенные финансовые пирамиды, манившие неопытных игроков обещаниями сказочного обогащения — были пережиты нами довольно болезненно и оставили в душах неизгладимый след — смесь стыда, обиды и разочарования.

В конечном счете мы можем считать себя выдержавшими экзамен на экономическое совершеннолетие: нынче каждый школьник и пенсионер бойко объяснят вам, что такое НДС, МВФ и ГКО, а человека, который бы не знал текущего курса рубля к доллару, не так-то просто встретить на российских просторах.

Таким образом, открывая для себя деньги как экономический феномен, мы одновременно вновь открываем для себя их мистическую власть и силу, коварство и привлекательность, бесконечные возможности и смертельные опасности, которые несет с собой обладание ими.

Современные зарубежные исследования в области психологии денег можно условно разделить на следующие направления:

  • базовые установки по отношению к деньгам, их получению и использованию;
  • сакральный и профанный смысл денег;
  • культурные, этические и религиозные аспекты отношения к деньгам;
  • повседневные привычки, связанные с тратами и сбережениями, крупными приобретениями и уплатой налогов, подарками и благотворительными пожертвованиями, отдыхом и азартными играми;
  • психические расстройства, связанные с деньгами;
  • специфика психологии очень богатых людей, изучение соотношения богатства и счастья;
  • проблемы экономической социализации: исследования формирования представлений о значении, свойствах и происхождении денег у детей;
  • правила распоряжения деньгами, складывающиеся в семьях;
  • деньги в профессиональной сфере: проблемы оплаты труда, чаевых, штрафов;
  • изучение удовлетворенности работой и причин забастовок.

Отношение к деньгам вообще...

Если отвлечься от чисто экономических проблем, связанных с денежным обращением, вопросами соотношения денежно-товарной массы и им подобных, то нелишне будет напомнить ту простую психологическую истину, что корни большинства трудностей, связанных с деньгами, лежат не в деньгах как таковых, а в отношении к ним человека. Практика говорит, что основная часть проблем в отношении к деньгам связана не с богатством, а с бедностью. Деньги вообще — проблема для бедного, а не для богатого человека.

Неразборчивость в средствах, алчность, жадность и зависть к состоянию других, которые традиционно принято ассоциировать с богатством, означают лишь, что человек еще не считает себя достаточно богатым и равняется на других, на тех, у кого денег, вещей или славы, как ему кажется, больше, чем у него самого. И он не может смириться с этим фактом. В каком-то смысле, такие люди, вместо того чтобы решать задачу обеспечения себя всем необходимым, ввязываются в бесконечную и бесперспективную борьбу сравнений себя с другими «раз у него этого еще больше, значит, я еще недостаточно хорош».

Главное, что должно произойти с предпринимателем на его пути к роли успешного бизнесмена, — это преодоление «синдрома бедности», обретение уверенности в себе, в том числе и в отношении смелого и спокойного распоряжения деньгами. Главная особенность, отличающая основную массу начинающих предпринимателей от опытных бизнесменов, менеджеров и инвесторов, — это отношение к кредитам. Бизнесмены обычно легко относятся к вопросу о кредитах, регулярно ими пользуются, и для них вопрос о кредите — не более чем вопрос технической и экономической целесообразности, в каком размере и в какой момент времени это будет наиболее эффективно. Многие предприниматели категорически отказываются обращаться к кредитам в принципе, обосновывая это тем, что «берешь чужие деньги на время, а отдаешь свои и навсегда...». Такой мотив также связан с апелляцией к своей гордости или простому нежеланию или страху попасть в долговую кабалу. В каком-то смысле история с кредитами является лишь одним из отражений широко распространенной бытовой психологии в соответствии с которой занимать деньги неудобно или неприлично.

Это, естественно, тормозит развитие собственного бизнеса. И часто проходит достаточно много времени, прежде чем осознание сущности проблемы помогает устранить препятствие.

Отношение к деньгам у разных социальных групп

Деньги становятся мощным фактором разобщения людей в самых различных сферах — духовных ценностей, материальной обеспеченности, идеологических взглядов, социального расслоения. При стабильных условиях в стране отношение к заработку складывается в связи со специфическими психологическими особенностями людей. Вольно или невольно они различаются по отношению к трудовой деятельности на группы.

  • Первая группа — люди преимущественно наемного труда, работающие по найму с денежным доходом, зависящим лишь от зарплаты. Это учителя, врачи, военные, рабочие.
  • Вторая группа — представители свободных профессий, получающие за свой труд гонорар или договорные суммы. Это адвокаты, художники.
  • Третья — частные предприниматели любого масштаба, занимающиеся организацией производства. Их заработок зависит только от них самих. Естественно, что член любой группы хотел бы получать больше денег, но соответственно путем повышения зарплат, гонораров, доходов от производства.

Человек, работающий по найму, получает какие-либо установленные суммы оплаты труда практически независимо, особенно в государственной сфере, от своей квалификации. Лозунг «умейте продавать свой труд» в чистом виде действует только в сфере увеличения индивидом количества мест работы. Величина оплаты его труда зависит от политики направления средств на оплату труда (в нашей стране 20 % ВВП, в развитых странах — 80 %). Правда, в отечественных условиях сложились двойные стандарты оплаты. Нередко за одну и ту же работу, выполненную в государственной и частной фирме, работник получает зарплату, отличающуюся в 2—10 раз.

Удовлетворенность оплатой (а при неудовлетворенности — отсутствие попыток изменить ситуацию) относится к особой психологической склонности людей — получать за свой труд в определенные дни назначенную зарплату (так они чувствуют себя спокойно, уверенно, беззаботно, могут полностью отдаться работе). Нередко от квалифицированных инженеров или врачей можно услышать горькое «что мы умеем — только ходить на работу, только изобретать, только лечить и т. д.», хотя именно они — асы в своем деле, а все, что нас окружает, сделано их разумом и руками. Для этих людей приоритетным было и есть дело. Деньги у них, как правило, неактивны, не являются капиталом, а становятся элементом потребительской сферы экономической жизни. Отношение к деньгам у них абстрактное, что существенно затрудняет адаптацию людей этого типа к рыночной экономике. Для них деньги — это «получка».

Для других, более склонных продавать свой труд и умеющих это делать, место постоянной работы и в советские времена было номинальным. Основной же заработок они имели не там. Это люди многих рабочих профессий обслуживающего плана (столяры, сантехники, ремонтники, на которых всегда был большой спрос), частнопрактикующие врачи и преподаватели, разного рода консультанты и эксперты и ряд других специалистов. Для большинства этих людей приоритет — сумма заработка. Как правило, дело, качество исполнения их интересует лишь настолько, насколько оно влияет на величину оплаты.

Доля тех, кто фанатичен к добыванию денег, оказывается довольно малой как в зарубежных, так и отечественных исследованиях. Правда, наши респонденты, в отличие от западных, проявляют большее недовольство своим финансовым положением, нежели фантазируют на тему о деньгах.

Особая подгруппа — лица свободных профессий. По психологии деятельности они заинтересованы в качестве своего труда, но по спросу на него не брезгуют и «халтурой».

Третья группа лиц обычно заинтересована и делом, и заработком. Ее представители чаще всего сразу отказываются от государственной службы, организуют свое дело, успех которого напрямую зависит от качества работы. Они нуждаются в свободной частнособственнической экономике и активных деньгах. Сила денег у них напрямую связана с понятиями свободы, поскольку благодаря им можно заработать, разбогатеть, «выпустить богатство из сундука» и вложить его в дело, а пустив в оборот, получить прибыль.

Различия в отношении к деньгам представителей разных социальных групп выглядит следующим образом

Представители социальных групп Банкиры Вузовская интеллигенция Предприниматели малого бизнеса
Денежное поведение Ограничение в тратах Без особых ограничений Деньги превыше всего, цель активности, главная ценность
Осведомленность о наличии денег в кошельке Чаще знают, сколько Чаще не знают Знают о деньгах в кошельке и наличности
Сбалансированность вклада и отдачи Сбалансированное Несбалансированное Сбалансированное при получении второго образования

Исследования показывают, что именно деньги становятся одним из инструментов адаптации, компенсирующим несбалансированные отношения между государством и предпринимательством, средством автономности, компонентом образа предпринимателя. Отмечается ухудшение морального состояния интеллигенции даже при отсутствии объективных показателей ухудшения материального положения. Ее представители понимают, что зависят от денег, получаемых от государства, что усиливается ограничительная тенденция на сбережения для «черного дня», появляются осторожность к новым финансовым структурам и инструментам.

Деловая карьера

Читайте в рубрике «Деловая карьера»:

/ В чем выражается психология денег?